Прикладные исследования

lazarevТема: «Создание теоретических и методических основ профессиональной подготовки будущих инженеров на основе каузального обучения ».

№ РК 0117U001240, № ОК промежуточного отчета 0218U001192, 0218U001888, научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Лазарев Николай Иванович. Сроки выполнения январь 2017. — декабрь 2018р. Объем финансирования по 2017 — 2018 г.г. по запросу 743,8 тыс. грн., фактический — 553,736 тыс. грн., в том числе на 2018 год — по запросу 386,2 тыс. грн., фактический — 276,868 тыс. грн. Научная новизна исследования: впервые теоретически обосновано, разработан и экспериментально проверено:

— концепцию профессиональной подготовки будущих инженеров на основе каузального обучения, основанной на основе моделирования реальной системы их профессиональной деятельности и направлена ​​на формирование профессиональных компетенций с использованием каузальных связей построения и функционирования технических систем;

— обобщенная модель каузального содержания формирования профессиональных компетенций будущих инженеров, основой которой является обобщенный фундаментальный каузальный цепь решения профессиональных задач по созданию и эксплуатации технических систем, что позволяет формировать у студентов профессионально важные качества, знания и умения на понятийно-аналитическом и продуктивно-синтетическом уровнях усвоения;

— обобщенная модель метода каузального формирования профессиональных компетенций будущих инженеров, которая построена на основе усвоения элементов обобщенной модели каузального содержания, позволяет овладеть будущим специалистам способами выполнения профессиональных видов работ;

— обобщенный средство каузального формирования профессиональных компетенций, построенный в виде каузальных цепей содержания, контекстных шагам метода каузального формирования профессиональных компетенций, что обеспечивает реализацию принципа наглядности на физическом и логическом уровнях и способствует повышению уровня сформированности профессиональных компетенций;

уточнено структуру модели обобщенного фундаментального каузального цепи решения профессиональных задач по созданию и эксплуатации технических систем, которая отражает инвариантную последовательность привлечения информационных блоков, что позволяет использовать ее как основу обобщенной модели каузального содержания формирования профессиональных компетенций.

Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов исследования преподавателями специальных дисциплин для совершенствования учебного процесса подготовки специалистов технических специальностей в вузах, а также в системе повышения квалификации и последипломного образования инженерно-педагогических и инженерных работников как в вузах разных уровней аккредитации, так и на промышленных предприятиях.

Полученные результаты использованы при выполнении 20 хоздоговорных научно-исследовательских работ общим объемом 338,05 тыс. Грн. По научному направлению работы опубликовано 4 монографии, 17 статей в журналах, входящих в наукометрических баз данных, 4 статьи в зарубежных изданиях, 1 статья в научном издании, выдано 3 учебных и 2 учебно-методических пособия, подано 4 заявки на получение охранных документов, получено 2 авторских свидетельства, защищены 2 докторские и 1 кандидатская диссертации, подготовлено и защищено 6 магистерских работ.